Наш детский сад компенсирующего вида осуществляет всестороннее развитие детей, имеющих те или иные нарушения речи, подготовку их в массовые школы, а также обеспечивает коррекцию речи детей. Как известно, одной из задач коррекционной программы дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой, социально адаптированной личности.

В нашей работе учитываются особенности детей: неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность, нарушение или задержка развития высших психических функций: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Страдает продуктивная и познавательная деятельность ребенка, что накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками.

Среди разнообразной образовательной деятельности изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционной работы. Для успешного овладения изобразительными навыками и решения коррекционно-воспитательных задач, я использую специфические приемы и методы. Одной из приоритетных задач дошкольного воспитания является развитие у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего воспринимать не только отдельные виды искусства, но и искусство в целом.

Решить эту задачу поможет интегрированный подход как на занятиях ИЗО, так и в повседневной жизни детей, приобщая тем самым детей к дизайнерской деятельности.

В наш современный век наиболее актуален принцип «жизненности», объединяющий все виды ИЗО, т.к. это сочетание обогащает художественную палитру. Оформляя эскизы на плоскости, а затем в макете, дети значительно расширяют диапазон своих творческих замыслов - одну и ту же задачу решают на разном материале и в разных ситуациях.

Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве, «вживляя» свои работы в интерьер у детей развивается художественное видение предмета или группы предметов; формируется способность улавливать особенности конструкции объекта, а также соответствие цвета, формы, материала; совершенствуется умение представить увиденное в новой комбинации и воплотить это в собственной работе; дети начинают эмоциональней откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его видам и жанрам. Что такое дизайн?

Дизайн - вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания высоких потребительских свойств, эстетических качеств и гармоничного взаимодействия с человеком и обществом.

В дизайне много направлений и видов, я предлагаю рассмотреть наиболее приемлемые в дошкольном возрасте: графический дизайн, коллаж, фитодизайн.

Графический дизайн - один из самых динамичных разделов этого вида деятельности, Это вид искусства, произведения которого создаются на плоскости, основной материальная - бумага, выразительные средства- линия, пятно, композиция, цвет, символ, шрифт и т. д., которые могут утрачивать одни функции и приобретать другие.

Без графического дизайна трудно представить формирование общественной среды. Без него не обходятся народные праздники, спортивные соревнования, марши мира и т.д. В его сферу входят выпуск плакатов, оформления книжно - художественной и газетной продукции, роспись стен, фасадов зданий, графические заставки на телевидение, оформления витрин магазинов и выставок, наглядная агитация, создания визуальных коммуникаций в городах и на транспорте, а также художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров.

Непременным требованием этого вида графического дизайна являются простота, изящество, соответствие украшения форме упаковки, назначению товара, применение современных материалов. Это может быть яркая отделка - и целый ряд аксессуаров, призванных подчеркивать значимость момента или подарка, создать праздничное настроение. Это различного рода оберточная бумага и пленка, бумажные ленты, розетки и банты, наклейки, бархатные футляры и шкатулки, фирменные бумажные или полиэтиленовые пакеты, деревянные и металлические ящички и т.д.

В д/саду создание красивой открытки, торжественного плаката, изящной упаковки может служить разным целям - это и украшение интерьера групповых комнат, раздевалок, методич. кабинета и обслуживание утренников и использование в театральной и игровой деятельности дошкольников. Сам процесс создания упаковок, этикеток, открыток, плакатов может быть содержанием дизайнерского творчества детей. Эта работа служит надежной опорой для формирования у дошкольников эстетического вкуса, культуры, пространственного воображения.

Дизайнерская деятельность детей по оформлению тропического леса может быть разнообразной: создание африканских масок, выполненные из природного материала райских птичек и тропических бабочек, птичек колибри, обезьянок, изготовление декоративного фриза с африканским узором и др.

Вертикальное озеленение позволяет насытить помещение растениями, не занимая полезную площадь. Задачи вертикального озеленения могут быть решены и путем сочетания растений и декоративных украшений, выполненных руками детей, расположенных под потолком и на стенах. Это опять же могут быть тропические бабочки, стрекозы, птички колибри, рябиновые бусы, картины в красивых багетах.

Современной тенденцией развития интерьерного озеленения является сближение архитектуры с природой. Это находит отражение в использовании средств декоративно-прикладного искусства, различных природных материалов. Готовые композиции, выполненные руками детей, размещают в природном уголке или на подоконнике.

Это могут быть мышка в кокосовой скорлупе, Царевна - лягушка и др.

Одно из необходимых условий проявления и развития детского дизайна - создание эмоционально- положительной атмосферы.

Это предполагает:

организацию взрослыми интересного, содержательного, богатого яркими впечатлениями времяпровождения детей;

- создание непринужденной и эстетически благоприятной обстановки, отсутствие заорганизованности;

свободу выбора детьми темы, изобразительных материалов, цветового и композиционного решения.

Еще один вид графического дизайна - это коллаж.

Для детей - это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников, развивает умение видеть красоту.

«Коллаж - это произведение искусства, в котором обрезки газет, кусочки бумаги, веревки и др. объекты и материалы приклеены на двухмерную поверхность» (Ульрих Вайсштайн.)

Из отдельных обрезков (цветы, деревья, дома) можно создавать коллективные работы, применяя также технические пробы художественных материалов, декоративных приемов (рисование тычком, примакивание, дуги, различные линии), используя трафареты и шаблоны.

Незавершенные работы можно дополнить вырезками из старых газет, журналов, книг и поместить их в красивые рамки - багеты, которые делают дети с помощью воспитателя или выбирают готовые в соответствии с цветовой палитрой картины.

Создание коллажей с детьми - лучший способ выяснить, где именно остались пробелы в ИЗО. В работе дети передают не только формы, но и соотносят их по величине, цвету, решая при этом композиционные и дизайнерские задачи, закрепляют умение подбирать основные цвета и их оттенки. Ведь цвет играет большую роль в детской художественной деятельности, являясь одним из самых доступных для детей средств. Кроме того, заниматься подбором цвета, его оттенков и их сочетаний очень увлекательно.

Еще одним видом дизайнерской деятельности, используемом в д/саду, является фитодизайн, который выполняет эстетическую, санитарную, экологическую и прочие функции.

К фитодизайну относится флористика, оранжировки из природного материала.

Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать санитарное воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции.

Основным приемом в практике интерьерного озеленения д/садов является создание зеленых (природных) уголков. Он должен быть организован таким образом, чтобы дети могли самостоятельно ухаживать за растениями и животными, наблюдать за ростом и развитием растений и способами их размножения, получать знания о правилах поведения в природе и природоохранных мероприятиях, взаимосвязи живых и неживых объектов природы.

Особенно эффектно выглядят природные уголки, созданные по принципу объёмно-пространственных композиций, напоминающих ландшафтов. В зависимости от микроклимата в разных групповых помещениях могут быть созданы пустынный ландшафт, японский садик, тропический лес, сад на воде, ствол с эпифитами, мини - сад в плошке и т.д.

Оформление уголков природы в непохожих стилях дает возможность расширить знания детей о комнатных растениях, сформировать представление о флоре и фауне разных климатических поясов, традициях и культуре народов др. стран.

Создание таких объемно - художественных композиций из растений - одно из средств развития детского ландшафтного дизайна. Дошкольники выполняют поделки специально для уголка природы в соответствии с его образным решением.

Так, например, для пустынного ландшафта дети изображают черепаху, ящерицу, суслика и помещают их в природном уголке. Кроме этого можно сделать скульптурки динозавров и украсить ими дорожки природного уголка.

Для украшения японского садика дети могут изготовить поделки в стиле оригами (лягушка, журавлики, стрекозы и др.), а для декорирования вертикальной плоскости - японские фонарики, расписные веера и др.

Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического развития дошкольника. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Мои воспитанники – стали активными участниками конкурсов и выставок детского художественного творчества.

Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Режим работы:
7:00-19:00
г.Ростов-на-Дону
пр. Коммунистический, 40/2
+7(961)303 57 49
zhigulisadik@yandex.ru